Векшин Н.Л. РУССКИЙ ЯЗЫК В АФОРИЗМАХ. Учебное пособие.

Данное учебное пособие гарантирует существенное повышение грамотности школьников и студентов в короткое время. Для этого использован принцип ассоциативного запоминания правил, исключений и примеров с помощью афоризмов - мудрых изречений древних и современников (писателей, философов, ученых, политиков, деятелей культуры). Пособие предназначено для старшеклассников, учителей, абитуриентов, преподавателей и студентов, а также может быть полезно журналистам, литераторам, всем, кто любит великий русский язык.

Этот учебник был переиздан ИПТК Логос ВОС (2002), УРСС (2004) и Фотон-век (2006), а также под названием "Грамматика русского языка" - АСТ-пресс-школа (2003).

Ниже приводится небольшой фрагмент из этой книжки.

Вы можете КУПИТЬ это учебное пособие за 100 руб., обратившись nvekshin@rambler.ru

КАК СТАТЬ ГРАМОТНЫМ (предисловие).

Почти каждый, кто хотел научиться писать грамотно, пытался для этого вызубрить правила. И каждый, не обладающий феноменальной механической памятью, убеждался в неэффективности такого метода. Причина здесь простая: в русском языке исключений не меньше, чем правил, а сами правила слишком сложны и далеко не всегда подчиняются логике. Провести давно назревшую реформу языка – дело если и не безнадежное, то не скорое. Единственное, что сейчас можно, - попытаться помочь тем, кто страдает в этой ситуации, – школьникам, абитуриентам, студентам. Для этого и предназначено данное пособие. Не секрет, что грамотно пишет не тот, кто помнит правила, а тот, кто читает много хороших книг и поэтому мгновенно вспоминает или домысливает нужное. В школе залогом успешного усвоения правил, исключений и примеров должна являться ассоциативная форма обучения. Для возникновения надежных ассоциаций необходимо использовать яркие краткие образы, имеющие жесткую внутреннюю логику. Этому критерию в полной мере удовлетворяют афоризмы (от греческого – «афоризмос» – краткое изречение), т.е. мудрые цитаты, выраженные в лаконичной и зачастую парадоксальной или забавной форме. Данное учебное пособие является попыткой обучения грамоте с помощью устойчивых ассоциаций, возникающих при чтении афоризмов. Мудрые изречения древних и современников - писателей, философов, ученых, политиков, деятелей культуры – представляют собой чрезвычайно богатый материал, концентрирующий основные особенности орфографии, пунктуации, лексики и стилистики русского языка. В качестве основы учебного материала для пособия использованы цитаты из моего сборника «Антология афоризмов» (1999) и из интернетовского сайта http://nvekshin.narod.ru
Последовательность изложения, названия параграфов и ряд формулировок заимствованы мной из классического пособия для поступающих в ВУЗы: «Русский язык» - Д.Э. Розенталь (1998). В моем пособии, сделанном максимально компактным, даны более простые формулировки правил, исключений и примеров, а упражнения составлены из афоризмов и пословиц. Материал в каждом параграфе структурирован в единообразном порядке: сначала – правило (или справочная информация), затем – примеры, далее – исключения, а после этого – упражнения. Каждое упражнение опирается в основном на правила и исключения текущего параграфа. Данное пособие выполняет не только учебные задачи, но несет также определенную смысловую и воспитательную нагрузку; это позволяет сделать процесс обучения увлекательным и полезным во многих смыслах. Все замечания и уточнения будут приняты с благодарностью. Просьба направлять их по адресу: 142290, Московская область, г. Пущино, ИБК РАН, Векшину Н.Л.

§1. Проверяемые безударные гласные.

ПРАВИЛО-1. В неударяемом слоге корня пишется та же гласная, что и в ударяемом слоге того же или однокоренного слова.
ПРИМЕРЫ: примерять (платье) – мерить; примирять (противников) – мир.
ИСКЛЮЧЕНИЕ. Гласные о – а в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать (-ивать).
ПРИМЕР: опоздать – поздний, хотя опаздывать.

УПРАЖНЕНИЕ-1. Перепишите, сделав проверку выделенных слов и вставляя пропущенные буквы.

Есть книги, которые надо только отведать; есть такие, которые лучше всего проглотить; и лишь немногие стоит разжевать и перев…рить (Ф. Бэкон). Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и разв…вает наихудшие качества людей (Д. Сарнофф). Смерть каждого человека ум…ляет и меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе (Джон Донн). Не следует об…жаться на людей, утаивших от нас правду: мы и сами постоянно утаиваем ее от себя (Ф. Ларошфуко). Природа может долгое время не давать о себе знать и вновь ожить при случае или соблазне, как это было с эзоповской девицей, превращенной из кошки в женщину; уж на что она чинно сидела за столом, пока не проб…жала мимо нее мышь (Ф. Бэкон). Люди ходят в церковь, умиляются словами высокого учения, восхищаются проповедью о нест…жании и идут домой, чтобы неотложно объесться, опиться и сквернословить (Н.К. Рерих). Подражание - неплохое учебное судно; однако никогда не разв…ваться над ним адмиральскому флагу (Шри Ауробиндо). Церковь основана на крови, кровью скр…плена и кровью расширилась (Эразм Роттердамский). Музыка во время обеда - это оскорбление и для повара, и для скр…пача (Честертон). Мужчина урывает первый поцелуй, ум…ляет о втором, требует третий, берет четвертый, соглашается на пятый и терпит все остальные (Генри Роуланд).

УПРАЖНЕНИЕ-2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушать ненависть и к тем, кто их препод…ет, и ко всему препод…ваемому (Ж.-Ж. Руссо). Ежели многие умеют писать, отчего же не пишут? Оттого, верно, что не знают, как распор…диться славой писателя (Ф.Е. Топорищев). Неспр…ведливо жалуются люди на опыт, в гневе обвиняя его в обманчивости. Оставьте его в покое и обратите свои жалобы на ваше невежество, которое заставляет вас сп…шить со своими тщетными и вздорными ожиданиями (Леонардо да Винчи). Я не становлюсь богаче, сколько бы ни приобретал земель, потому что с пом…щью пространства Вселенная охватывает и погл…щает меня, а вот с помощью мысли я охватываю Вселенную (Блез Паскаль). Правда выше солнца, выше неба, выше Бога, ибо если и Бог нач…нался бы не с правды - он не Бог, и небо – тр…сина, и солнце - медная посуда (В.В. Розанов). Кто ум…рает за важным делом, подобен раненому в жарком бою, поначалу едва ощущающему боль; поэтому, кто погл…щен благими помыслами, тот поистине избавлен от мук смерти (Ф. Бэкон). Тому, кто решил посв…тить себя науке, необходимо восп…тать в себе два качества: дерзость и скромность (В.М. Глушков). Лучше пот…рпеть неудачу в оригинальности, чем преуспеть в подр…жании (Герман Мелвилл). Творческое мышление - это особый тип мышления, который можно разв…вать, если он есть, и которому нельзя научить, если его нет (И. Шевелев). Первая проблема р…дителей - научить детей, как вести себя в приличном обществе; вторая - найти это приличное общество (Роберт Орбен). Ее улыбкой можно было бы осв…тить небольшой город (Неизв.).

§2. Непроверяемые безударные гласные.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Слова с непроверяемыми безударными гласными нужно постараться запомнить. Непроверяемыми обычно бывают слова иноязычного происхождения.
ПРИМЕР: абажур.

УПРАЖНЕНИЕ-1. Перепишите выделенные слова и запомните их.

Ты обойден наградой - позабудь.// Дни вереницей мчатся - позабудь! // Небрежен ветер: в вечной книге жизни // Мог и не той страницей шевельнуть (Омар Хайям). Пределы наук походят на горизонт: чем ближе подходят к ним, тем более они отодвигаются (Буаст). Брак - это лотерея, в которой мужчина ставит на кон свою свободу, а женщина - свое счастье (Виржиния Де Рье). Политика заменяет экономику только в периоды государственных переворотов (Ф.Е. Топорищев). Когда переворот возглавляет вождь, аплодисменты жертв переходят в овации (Аркадий Давидович). Газета - это печатный орган, не видящий разницы между падением с велосипеда и крушением цивилизации (Бернард Шоу). Армия есть не что иное, как собрание дисциплинированных убийц (Л.Н. Толстой). Мой способ цитирования отличается от обычного тем, что я опускаю кавычки (Джордж Мур). Я разве даром царь? // Слышь, лежа на печи, // Я и в голодный год есть буду калачи (И.А. Крылов). Лидерство в науке - это не караван судов в открытом море, но караван судов, идущих во льду, где переднее судно должно прокладывать путь, разбивая лед (П.Л. Капица). В колчане дьявола нет лучшей стрелы для сердца, чем мягкий голос (Дж. Байрон). Мира не ждут - мир завоевывают («Манифест к народам мира», 1950 г.). Кто посеял привилегии, должен будет пожать революцию (Тилье). Путь парадокса - это путь истины: чтобы подвергнуть реальность серьезному испытанию, мы должны увидеть ее балансирующей на туго натянутой проволоке (Оскар Уайльд). Мелкие огорчения делают человека мягким, крупные - черствым и свирепым (А. Шенье). Если у общества появляется техническая потребность, то она продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов (Ф. Энгельс). Природа так устроена, что ураган, вырывая с корнем пышные деревья, не причиняет вреда телеграфным столбам (Ф.Е. Топорищев).

УПРАЖНЕНИЕ-2. Перепишите выделенные слова и запомните их.

Если бы все люди трудились, то все были бы богаты и счастливы; но если бы все люди эксплуатировали своих ближних, не трудясь совсем, тогда эксплуататоры поели бы друг друга в одну неделю, и род человеческий исчез бы с лица земли (Д.И. Писарев). Две женщины создают судебное дело, три - пересуды, а четыре - настоящую ярмарку (Французская посл.). Бензин ваш, идеи - наши (И. Ильф и Е. Петров). Есть люди, у которых как в современных магазинах: на витрине есть все, а зайдешь внутрь – пусто (Б. Ауэрбах). Вера - то, ради чего умирают; идеология - то, ради чего убивают (Антони Бенн). Плата за конформизм – то, что ты нравишься всем, кроме себя самого (Рита Мэй Браун). Беседовать с остряком - то же, что пытаться ходить в ногу с обезьяной: нежданно-негаданно она оказывается уцепившейся за карниз какого-нибудь окна или повисшей на дереве (Б. Авербах). Смешную фразу надо лелеять, холить, ласково поглаживая по подлежащему (И. Ильф). Бедность - мачеха гения (Дж. Биллингс). Отдаленность увеличивает обаяние (Тацит). Можно иметь большой ум и не быть умным, как можно иметь большой нос и быть лишенным обоняния (В.О. Ключевский). Кандидат в президенты сулит рабочим фабрики, крестьянам - землю, морякам - море, летчикам - небо (Неизв.). Чем отличается умный абитуриент от глупого? Тем, что глупый платит репетиторам, а умный – экзаменаторам (К. Мелихан). Супружество - это процесс, в ходе которого клиентуру цветочника перехватывает бакалейщик (Франсис Родман). Спрашивать писателя, что он думает о своих критиках, - все равно что спрашивать фонарный столб, что тот думает о собаках (Джон Осборн).

§3. Чередующиеся гласные.

ПРАВИЛО-1. В корне гор- / гар- под ударением обычно пишется буква а, а без ударения - о.
ПРИМЕР: загорать - загар.
ИСКЛЮЧЕНИЯ: некоторые специальные слова;
ПРИМЕР: пригарь (привкус гари).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Данное правило нельзя применять к словам, где гор- или гар- не является корнем.
ПРИМЕР. Категория – категорический.

УПРАЖНЕНИЕ-1. Вставьте букву а или о и придумайте афоризмы с этими словами.

Подг…реть, наг…рать, наг…р, пог…рельцы, уг…реть, г…реть, заг…раться, разг…реться, несг…раемый, заг…рать, перег…р, перег…реть.

ПРАВИЛО-2. В корне зор- / зар- под ударением пишется та гласная, которая слышится, а без ударения обычно пишется а.
ПРИМЕР: зарево - зарница.
ИСКЛЮЧЕНИЯ. Зоревать, зорянка и др.

УПРАЖНЕНИЕ-2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Оз…рение легко переходит в ослепление, с последующим отрезвлением, подозрением и прозрением; венец же всему - раскаяние (Ф.Е. Топорищев). Даже тогда, когда уже нет возможности отыскать новые факты, существует новое, свежее восприятие, более современная интерпретация, которая оз…ряет старую историю новым светом и придает ей новый смысл (Ирвинг Стоун). Мы думаем, что наша цивилизация близится к своему полудню, а в действительности нам еще только поют первые петухи и светит утренняя з…ря (Р. Эмерсон).

ПРАВИЛО-3. В корне кос(н)- / кас- пишется о, если дальше следует н; в остальных случаях пишется а.
ПРИМЕР: коснуться - касаться.

УПРАЖНЕНИЕ-3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Больше всего люди интересуются тем, что их совершенно не к…сается (Бернард Шоу). Слава – змея; да не к…снется никогда меня ее укус (В. Розанов). Сомнения - с краями истин соприк…сновенья (Неизв.). Книжки мои соблюдать приучены меру такую: // Лиц не к…саясь, они только пороки громят (Марциал). Дайте нам парадоксы, дайте нам ошибочные мнения, дайте нам что хотите, лишь бы избавить нас от зак…снелости (Г. Бокль).

ПРАВИЛО-4. В корне клон- / клан- под ударением пишется та гласная, которая слышится, а без ударения - о.
ПРИМЕР: наклониться - кланяться .

УПРАЖНЕНИЕ-4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Мужу и жене дружба дана от природы, ибо от природы человек скл…нен образовывать пары, а не государства (Аристотель). Чем больше я изучаю религии, тем больше убеждаюсь, что человек никогда не покл…нялся никому, кроме себя (Ричард Бартон). Остерегайтесь людей, покл…няющихся только одной книге (Фома Аквинский). Близорукий встречает меньше знакомых, зато чаще раскл…нивается (Славомир Врублевский). Сожги то, чему ты покл…нялся; покл…няйся тому, что сжигал (епископ Ремигий). Перед прошлым скл…ни голову; перед будущим засучи рукава (Менкен).

ПРАВИЛО-5. В корне лож- (перед ж) пишется о, а в корне лаг- (перед г) пишется а.
ПРИМЕР: предложить - предлагать.
ИСКЛЮЧЕНИЕ: полог (т.е. занавеска).

УПРАЖНЕНИЕ-5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Ничто так не вредит, как возл…гаемые надежды (Цицерон). Не важно уметь хорошо работать; важно уметь хорошо дол…жить (Тристан Бернар). Если ваш знакомый пол…гает, что между добродетелью и пороком нет никакой разницы, то после его ухода нелишне пересчитать чайные ложки (Сэмюэль Джонсон). Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предл…жить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться (Г. Своуп). Все, что видим мы, - видимость только одна. // Далеко от поверхности мира до дна. // Пол…гай несущественным явное в мире, // Ибо тайная сущность вещей не видна. (Омар Хайям). Повышение - это момент, когда удобнее всего возл…жить на человека дополнительную ответственность (Л. Якокка).

ПРАВИЛО-6. Корень равн- имеется в словах со значеним «равный», а корень ровн- используется в словах со значением «ровный».
ПРИМЕРЫ: уравнять (в правах) - сровнять (сделать одинакового уровня); подровнять (сделать ровным) – подравнивать (сделать равным).
НО ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: равнина – равняться.

УПРАЖНЕНИЕ-6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Когда маленький человек задумывает великое предприятие, он всегда кончает тем, что уменьшает его до ур…вня своей посредственности (Наполеон Бонапарт). Разделите сегодня все пор…вну, а завтра нер…венство вступит в свои права (Салтыков-Щедрин)......................................................

И т.д.


Выход на главную страницу

КУПИТЬ КНИЖКУ за 100 руб.

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz